ЧТО ВЫБИРАЕМ: СЕТЕВОЙ ИЛИ ЛИНЕЙНЫЙ
БИЗНЕС?
Как сделать правильный выбор?
Если вы принадлежите к деловому сообществу и ваши ключевые
компетенции – управление бизнесом, если вдруг вам придется выбирать точку
приложения своей энергии, то в один прекрасный момент неизбежно возникает
вопрос: как сделать правильный выбор? При этом вырисовывается, как минимум, две
альтернативы: линейный и сетевой бизнес.
Какие факторы будут при этом влиять на ваш
выбор?
Как минимум, две альтернативы На
резонный вопрос, почему, как минимум, две альтернативы, можно ответить, что
сейчас существуют и другие типы бизнеса: разные системы франчайзингового
бизнеса, иерархическо - сетевые системы, такие как японские бизнес - системы
«Кейрацу».
Многие теоретики и практики сетевого
бизнеса, такие как Дон Файла, Ренди Гейдж, Джим Рон, Гери Гудмен,
разрабатывали модели ведения бизнеса и затем достаточно успешно подтверждали их
практикой. В большинстве случаев их стиль, методы и способы развития бизнеса оказывались
примерами для подражания. С другой стороны, бизнес-гуру Том Питерс, Питер
Друкер, Филипп Котлер, Майкл Портер, как и их коллеги из сетевого бизнеса,
проявили весь свой инновационный и творческий потенциал, для того чтобы
достигнуть успеха и стать примером для дуплицирования.
Как мы обычно выбираем
Ученые исследовали механизм принятия
решений в бизнесе и вывели интересную закономерность. Оказывается, 60% решений
мы принимаем, исходя из интуитивных, чувственных подходов, т.е. правым
полушарием, ответственным за накопление чувственно-эмоционального опыта, и лишь
40% просчитываем левым, аналитическим полушарием. Есть простой и эффективный
способ принятия оптимальных решений. Он основан на использовании синергии
чувственного и логического, что у некоторых успешных руководителей очень
развито. Принимая решение, связанное с выбором, они используют свою интуицию, и
с ее помощью, как показывает практика, принимают верное решение.
На наш выбор дальнейшего пути будут
влиять факторы, составляющие отличия сетевого, линейного и франчайзингового
бизнеса, а также их преимущества и недостатки.
Все виды бизнеса имеют как преимущества,
так и недостатки.
Научно-практической новизной в
отечественной практике бизнеса является то, что сегодня многие компании,
ведущие линейный бизнес на своих дочерних предприятиях, могут работать на
принципах сетевого маркетинга. Ярким примером являются компании по
страхованию жизни, которые успешно применяют методы сетевого маркетинга.
Особенности разных типов бизнеса
Сетевой бизнес
Линейный бизнес
Франчайзинг
1. Преимущества и недосостатки в ведении
разных видов бизнеса
Сетевой маркетинг малые начальные вложения;
вы работаете только по
собственному расписанию;
вам не надо нанимать служащих;
осуществлять работу можно
находясь в собственной квартире;
имеете мощную поддержку от
спонсора и компании;
Линейный
бизнес
осуществляете свой бизнес там, где вам
хочется.
большие вложения в оборудование и
товары;
вы работаете в жестких временных рамках;
вы не можете быть мобильным;
понадобятся годы, чтобы окупить вложение
капитала;
необходимо вести учет и отчетность.
Франчайзинг
большие начальные вложения;
уплата за систему
бизнеса;
жесткие временные рамки;
долгая окупаемость
вложений;
ведение бухучета и
отчетности.
2. Причины возникновения разных видов
бизнеса
Сетевой маркетинг
Экономия на процессе продаж через построение
дистрибьюторской сети.
Линейный
бизнес
Необходимость обслуживать рыночный спрос,
недостаточно удовлетворяемый
государственной экономикой.
Франчайзинг
Выход бизнеса на новые рынки путем
дуплицирования бизнес-системы
материнской компании
франчайзи.
3. Системы управления качеством
Сетевой маркетинг
Система менеджмента качества (СМК) редко
встречается в развернутом виде, хотя существуют стандарты сервиса и
продвижения, а также потребность в постоянном совершенствовании процесса
обучения.
Линейный
бизнес
Малый бизнес и ориентированные на госзаказ
компании обходятся без СМК, средний и крупный рыночно- и
экспортно-ориентированный бизнес получают сертификаты серии ISO 9000, а также
разрабатывают и внедряют системы менеджмента качества.
Франчайзинг
СМК присутствует в том случае, если прописана
во франчайзинговых системах управления бизнесом
4. Миссия
Сетевой маркетинг
Созидательный тип мышления. Управление
маркетингом - директивное, с помощью лидеров-спонсоров, налаживание эффективных
коммуникаций, семинаров, обучающих искусству завоевывать доверие потребителя, продвигать
товар, строить структуру, становиться лидером.
Линейный
бизнес
Конкурентный тип мышления, иногда проектный
или командный. Управление маркетингом - в зависимости от размеров бизнеса,
ресурсной оснащенности, степени компетенции.
Франчайзинг
Конкурентный тип мышления в сочетании с
латеральным (стратегии партнерства и тяги к совершенным знаниям). Управление
маркетингом зависит от размера компании.
5. Временная и финансовая свобода и
управление финансами
Сетевой маркетинг
Достигается
растущей структурой, продажами, финансовой заинтересованностью в общих
результатах. Управление финансами устанавливается руководством и обсуждению не
подлежит. Есть свобода выбора при достижении личных финансовых целей:
заниматься работой или отдыхать. Возможность получения пассивного дохода.
Линейный
бизнес
Достигается возможностью варьировать
различными ресурасами. На средних и крупных предприятиях автоматизированы
процессы финансового планирования, в соответствии с финансовыми показателями
подразделений и стратегическими целями компании. Возможность личного пассивного
дохода при условии владения акциями компании.
Франчайзинг
Зависит от качества финансового менеджмента,
адаптивности к внешним условиям, которые обеспечиваются за счет обучения и
развития. Управление финансами регламентировано в системе корпоративного
управления. Личный пассивный доход только при владении корпоративными правами.
6. Отношения
Сетевой маркетинг
Строятся на лидерстве, способности обучаться.
80% компаний сетевого бизнеса не проходят жизненный рубеж в пять лет.
Линейный
бизнес
Зависят от корпоративной культуры,
определяемой культурой руководителя или топ-менеджеров, которые набирают
персонал. В компаниях хай-тек-сектора больше ценится творческая составляющая,
где сотрудникам создаются условия для совершенствования.
Франчайзинг
Несут отпечаток материнской компании, которая
регламентирует все бизнес-процессы.
|